РОСГОСУЖАС

09.10.2021

С тех пор, как около века назад к унитарным стандартным маркам повсеместно присоединились художественные, филателия переросла границы массового увлечения, став элементом культурной жизни, политики, своеобразным «зеркалом эпохи» и даже частью игр дипломатов. В том и прелесть кляссера с хронологией, посмотришь на советские марки 30-х годов, увидишь парадный портрет времени, всмотришься в 60-е Франции, и не потребуется лупа, чтобы разглядеть корень проблем нынешних шлакоблочных парижских окраин.

Новейшая история России, вся её суть, изумительно отражена в актуальных знаках почтовой оплаты. Есть такая зависимость – чем более тоталитарным становится государство, тем прямолинейнее пропаганда, «топорнее» дизайн марок, поверхностней сюжеты. Россия, 21-ый год, марок уже чуть более ста, половину из которых можно было не готовить к печати вовсе. Никакого художественного оформления (сплошной дизайн с использованием шаблонных программных решений), примитивные сюжеты и сопутствующие им спекулятивные методы маркетинга издателя-монополиста. Немногие удачи, оригинальные ходы, теряются в макулатурной концепции эмиссионной политики. Собственно, линия одна – «не выбиваемся из струи и зарабатываем». Радует одно, меняются поколения советских людей, традиции филателии, зажатой в государственные рамки, остаются. Коллекционеров будущего это интеллектуально позабавит, филателистам настоящего прибавляет поводов для грусти.

Олег Владимирский

Общество Филателистов "Марки Петербурга"