Белоруссия. Художники Парижской Школы

01.10.2015

29 сентября 2015 года почта Белоруссии в серии «Художники Парижской школы из Беларуси» выпускает в обращение марки: № 1085 «Осип Цадкин. Озеро. 1925», № 1086 «Хаим Сутин. Ева. 1928», № 1087 «Марк Шагал. Влюбленные. 1981», № 1088 «Осип Любич. Пейзаж с красной крышей». 





Осип Цадкин (1890 - 1967) — французский скульптор, происходивший из витебских евреев. Родился в Витебске. Учился в Витебском городском четырёхклассном училище в одном классе с Марком Шагалом. В 1905 был отправлен к родственникам на север Англии, брал уроки ваяния в местной художественной школе. В 1905—09 жил в Лондоне, постоянно посещал Британский музей, учился в Политехнической школе. С 1910 обосновался в Париже, на Монпарнасе, работал в «Улье» («Ла Рюш»). В 1911 году его работы были выставлены в Осеннем Салоне и Салоне независимых. Сблизился с Аполлинером, Брынкуши, Пикассо, Бурделем, Матиссом, Делоне, Модильяни (который оставил графический портрет Цадкина, 1913-14). В 1914—15 выставлялся в Берлине, Амстердаме, Лондоне. Участвовал в Первой мировой войне, был отравлен газами, демобилизован в 1917 году, пережил затяжной душевный кризис. В 1921 вышла первая монография о Цадкине влиятельного художественного критика Мориса Рейналя. Его выставки прошли в Токио, Гренобле, ретроспектива его работ была представлена в 1926 в Париже. В годы Второй мировой войны Цадкин находился в США, затем вернулся в Париж. В 1950-х мастерская Цадкина, наравне с заведением Фернана Леже, стала местом учёбы нескольких известных скульпторов: Джорджа Шугермана, Ричарда Станкевича. Скульптура Цадкина, прошедшего через воздействие кубизма, близка к экспрессионизму. Особую выразительность его работам придает использование разрывов, пустот, «контррельефа», как бы выворачивающего пластическое пространство наизнанку. В 1953 в Роттердаме был воздвигнут памятник «Разрушенный город» работы Цадкина, в 1961 — памятник Ван Гогу в городке Овер-сюр-Уаз, в 1964 — братьям Ван Гог в Зюндерте (Нидерланды). До 1958 Цадкин преподавал в парижской Академии Гранд-Шомьер. Гигантская ретроспектива была открыта в 1966 в Художественном музее Цюриха. Скончался 25 ноября 1967 г. в Париже. Похоронен на столичном кладбище Монпарнас. 

Хаим Стин (1893-1943) — французский художник «Парижской школы». Родился в Смиловичах Минской губернии, в бедной еврейской семье, был десятым из одиннадцати детей. Отец будущего художника работал портным. С раннего детства Хаим проявлял любовь к рисунку и живописи. В 1907 году чтобы освободиться от влияния семьи убегает из дома в Минск. Там он посещает рисовальную школу Я. М. Кругера. В 1909 году Сутин и его друг Михаил Кикоин едут в Вильно, где записываются в Школу изящных искусств. К 1913 году Сутин перебирается в Париж, где записывается в ателье Кормона в академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро меняет слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим университетом. Первые годы в Париже художник живет в нищете в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены. Здесь Сутин знакомится с Леже Емилом, Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Брынкуши, Осипом Цадкиным, Анри Лораном, Липшицем и Александром Архипенко. Он встретит, прежде всего, Модильяни, с которым его соединит крепкая, но непродолжительная дружба (из-за преждевременной смерти последнего). В 1923 году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовски продает много полотен Сутина. Через 10 лет после прибытия в Париж он выбирается из нищеты и тратит все, что зарабатывает. В 1927 году проходит первая персональная выставка Сутина в одной из парижских галерей. Произведения художника впервые выставляются в США и Франции. В 1941 году узнает, что его родители погибли в Смиловичском гетто. Сам Сутин после неудачных попыток получить право на въезд в США укрывается в Шампиньи. 9 августа 1943 — Хаим Сутин умирает в Париже. Похоронен на кладбище Монпарнас. До 2012 года на родине Сутина в Белоруссии не было ни одной его картины. Картина «Большие луга в Шартре» (предположительно 1934 год) была приобретена на аукционе Кристис за 400 тысяч долларов. В 2013 году приобретена на аукционе Сотбис картина «Ева» (продажная цена 1.805.000 долларов), признанную «самой дорогой картиной в Беларуси».

Марк Захарович Шагал или Marc Chagall (1887- 1985) — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Родился близ Витебска в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 году приехал в Петербург; здесь его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих. В 1910— 1914 гг. жил в Париже в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне. В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.). Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма. Преподавал в Витебске, однако после того, как туда приехал Малевич вернулся в Москву. В Москве художник сделал ряд больших настенных панно для Еврейского камерного театра (1920—1922 гг.). С 1923 года Шагал обосновался в Париже. В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника. В 1935 г. Шагал посетил Варшаву и Вильно (ныне Вильнюс). Результатом поездки явился цикл «Распятие» как отклик на фашистский террор. С 1955 году началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.) обновили язык монументального искусства. Умер 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Осип Любич (1896-1990) — французский художник еврейского происхождения. Представитель Парижской школы. Живописец, график, книжный иллюстратор, скульптор. Родился в Гродно в семье кузнеца. Закончил гродненскую гимназию, а затем в юношеском возрасте уехал учиться в Одессу. Там поступил в художественное училище, где в течение 4 лет изучал не только классическую русскую живопись (Иссак Левитан), но и творчество художников — передвижников, на которых оказала влияние Барбизонская школа и импрессионисты. Кроме этого его интересовала западная живопись, от итальянского Ренессанса до фовизма. В 1919 году обосновался в Берлине, где познакомился с русскими художниками авангардистами — Павлом Челищевым, Иваном Пуни и его женой Ксенией Богуславской. Челищев, Пуни и Любич совместно работали над декорациями для Берлинской Оперы, Берлинского театра и кабаре «Синяя птица», гастрольные туры которых проходили с триумфом. Вместе со своим другом Лазарем Меерсоном, художником-постановщиком и новатором французского кино, Любич делал декорации для фильмов. За четыре года, проведённые в Берлине, Любич приобрёл солидный опыт, его работы имели успех. В 1923 году ему предлагают оформить одно из кабаре на Монмартре в Париже. Обосновавшись в Париже, он живёт благодаря заказам на оформление кабаре, ресторанов, а также квартир. Скульптор Антуан Бурдель, который ценил талант Любича и всячески поддерживал его, помог ему организовать выставку в салоне Тюильри в 1925 годе. Затем работы Любича выставлялись в Осеннем салоне в 1926 году. В межвоенный период он принимал участие в выставке «Парижские художники 1925—1935» в Брюсселе в 1935 году во Дворце искусств, а также в Лондоне, в Париже и др. Любич всю войну жил в Париже, его арестовали по доносу в последние месяцы оккупации. Он был заключён в лагерь Дранси, где находился до освобождения Парижа в августе 1944 года. После войны Любич возвращается в свою мастерскую в Париже и продолжает рисовать. Работает во всех жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж, композиция. В 1948 году галерея «Зак» представила ретроспективу его работ. Умер 27 ноября 1990 года в Париже. Похоронен на кладбище Монпарнас. 

Форма выпуска: в листах с оформленными полями (3x2) из пяти марок и купона, а также в блоке из четырех марок. При изготовлении малого листа использована технология термического тиснения металлизированной фольгой золотистого цвета. На полях блока воспроизведен фрагмент картины Михаила Кикоина «Ваза с цветами».
Перфорация: греб.
марки № 1085 «Осип Цадкин» и № 1088 «Осип Любич» - 13: 13 ½
марки № 1086 «Хаим Сутин» и № 1087 «Марк Шагал» - 13 ½ : 13
Размеры марок:
№ 1085 «Осип Цадкин» и № 1088 «Осип Любич»  5237 мм
№ 1086 «Хаим Сутин» и № 1087 «Марк Шагал» - 37x52 мм
Размер листов: 136136 мм
Размер блока: 122122 
Тираж: по 50 тысяч экземпляров каждой марки (по 10 тысяч листов)
Тираж блока: 20 тысяч экземпляров 


Номинал марки «N» соответствует тарифу на пересылку международной простой почтовой карточки неприоритетной.
Номинал марки «M» соответствует тарифу на пересылку международной простой почтовой карточки приоритетной.

Элементы защиты



Гашение Первого Дня прошло 29 сентября 2015 года в Минске

Марки Белоруссии в нашем магазине

* - при подготовке статьи использованы материалы из Википедии и сайта "Белпочты"