Россия. ЗИЛ. 100 лет

28.07.2016

2 августа 2016 года почта России планирует выпустить в обращение марку, посвященную 100-летию основания «Завода имени Лихачева». На марке изображена самая популярная и массовая модель грузовика ЗиЛ-130. 

Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) — старейшая советская автомобилестроительная компания. Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15 Ter образца 1915 года. Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. 15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Несмотря на разруху завод, хотя и медленно, но достраивался. В 1919—1923 годы завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. После окончания гражданской войны, в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. С марта 1925 года началось серийное производство этих грузовых автомобилей.

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Виталий Андреевич Грачёв. Под его руководством за последующие десятилетия в этом СКБ были созданы десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники, некоторые из которых не имели аналогов в мире. С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций.
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Автомобиль получил новый двигатель мощностью 150 л. с. (доработанный от правительственных ЗИЛов), гидроусилитель руля, синхронизированную 5-ти ступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный дизайнерами ЗИЛ, который только начал появляться на американском рынке. Грузовик также отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод обновил многое оборудование.
В период 1970-90-х ЗиЛ выпустил целую линейку различных грузовиков. После распада СССР превращен в Акционерное общество. До середины 2000-х выпущен ряд моделей грузовых автомобилей, в том числе в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301. Имя «Бычок» этому автомобилю дал мэр Москвы Юрий Лужков.
В настоящее время, предприятие находится в глубоком кризисе, значительная часть производственных площадей разрушена. В конце 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин, открывая заседание городского правительства, на котором был утверждён проект планировки территории завода ЗИЛ, сообщил, что там появится район, где будут жить 30 тысяч человек. Сохранится, по словам Собянина, и автомобильное производство, но в меньших масштабах и «в экологически приемлемом варианте». Однако по другим данным с территории бывшего ЗИЛа вообще планируют убрать автомобильное производство и построить там жилой комплекс. Завод ЗИЛ планируют перевести в другое место в пределах МКАД в специально создаваемый автокластер. В 2015 году продолжился снос корпусов завода, большинство цехов завода демонтированы. Также в 2015 году был уничтожен музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачёва.

Форма выпуска: в листах с оформленными полями из 9 (3×3)  марок
Размер марки: 37×37 мм
Тираж: данные уточняются

Гашение Первого Дня пройдет 2 августа 2016 года в Москве

К выпуску компанией Peterstamps подготовлены картмаксимум и марочная карточка

Все марочные карточки в нашем магазине 
Марки России в нашем магазине

* - при подготовке статьи использованы материалы Википедии и сайта ИТЦ "Марка"