Федеральные «утиные» марки США

13.07.2016

Обладая огромными природными ресурсами и большими территориями США представляют собой прекрасное место для охоты на различные виды животных. При всем богатстве природных ресурсов и популярности охоты этот процесс в США очень четко организован. Практически все виды охоты и рыбалки в США лицензированы – хочешь пострелять зверей или поудить рыбу – купи лицензию. Деньги от продажи таких лицензий идут на охрану, изучение и разведение животных и природных ресурсов США. Очень часто такие лицензии выпускаются в виде марок.

В первой половине XX века в США была разработана большая программа по мигрирующим водоплавающим видам. В ее рамках особым законом от 16 марта 1934 года, принятым Конгрессом США и подписанным президентом Франклином Рузвельтом, был введен закон о гербовом сборе, средства от которого, а именно 98 центов с каждого доллара, поступает на покупку или аренду заболоченных мест, где обитают или зимуют представители утиного семейства. На средства от такого гербового сбора было куплено или арендовано 6,5 миллионов акров земель со средой обитания для водоплавающих и мигрирующих птиц. Данная программа является самой успешной программой по сохранению биоресурсов когда либо проводившихся в мире. Одной из составляющих успеха считается введение Duck Stamp или дословно Утиной марки, которая является как лицензией на охоту, так и ежегодным входным билетом в платные национальные парки и резервации.

Утиные марки имеют прекрасное художественное оформление. С 1934 по 1958 гг. это были монохромные гравюры и лишь позже стала применяться полноцветная печать.



Утиные марки выпускались в следующем виде:

С 1934 по 1997 гг. в виде одиночной марки

с 1998 по 2004 гг. в виде одиночной марки и блока с самоклеющейся маркой того же сюжета



с 2005 гг. по сегодняшний день в виде одиночной марки, блока с самоклеющейся маркой и блока из одной марки с подписью художника

 

Номинал Утиных марок был всегда высоким и менялся следующим образом:

с 1934 по 1948 гг. – 1 доллар, с 1949 по 1958 гг. – 2 доллара, с 1959 по 1971 гг. – 3 доллара, с 1972 по 1978 гг. – 5 долларов, с 1979 по 1986 гг. – 7,5 доллара, с 1987 по 1988 гг – 10 долларов, с 1989 по 1990 гг. – 12,5 долларов, с 1991 по 2014 гг – 15 долларов. С 2015 года президент Обама утверждает значительный рост номинала для федеральных Утиных марок до 25 долларов, что должно обеспечить ввод под охрану 17000 акров земель ежегодно со средой обитания для уток.

Сюжет каждой марки это своего рода художественный шедевр. С 1949 года перед выпуском очередной федеральной утиной марки проводится конкурс художников спонсируемый правительством США. В конкурсе участвуют как профессиональные художники так и любители. Победа в таком конкурсе очень престижна. Благодаря этому марки очень высокого художественного уровня. Немудрено, что они со временем стали предметом коллекционирован ия. В США данный вид коллекционирован ия невероятно популярен. Каталогизацией и оценкой утиных марок в США занимается несколько компаний, которые издают свои каталоги. Наиболее известные Scott и Michael Jaffe Stamps.

Благодаря высокому спросу утиные марки старых выпусков довольно быстро растут в цене. Например, первая марка 1934 г. номиналом 1 доллар сейчас оценивается по каталогу Scott в 800 долларов.

Несмотря на успех основной “взрослой” программы Duck Stamp в 1989 г. была запущена “детская” программа Junior Duck Stamp. На средства от реализации этой программы начиная с детских садов ведется преподавание основ охраны птиц и живой природы в США. У этой программы так же есть художественный конкурс, на котором молодые художники рисуют уток, гусей или лебедя. Картина победителя конкурса становится сюжетом для марки Junior Duck Stamp.

Для более полного представления о серьезности и престижности процедуры подготовки проекта будущей марки приведу выдержку из американской прессы посвященную завершению конкурса проектов марки Junior Duck Stamp 2008 г.

“В Зоопарке Сан-Диего сегодня, 17 апреля, определе ны победители ежегодного конкурса на юношескую федеральную утиную марку США. Первое место завоевал проект марки, которую нарисовал масляными красками 18-летний Сеоккьюн Хонг из Далласа (штат Техас). На будущей марке будет изображена пара гавайской казарки (Branta sandvicensis), или гуся-нене, эндемика Гавайских островов. Лучший дизайн определялся специальным жюри среди работ, ставших победителями на предварительных конкурсах, которые проводились во всех 50 штатах, в округе Колумбия и на Американском (Восточном) Самоа. Марка-победитель ница будет отпечатана для сезона 2008—2009 годов и будут иметь номинал в $5. Выручка от продажи юношеской утиной марки пойдёт на поддержку образовательных программ по сохранению природы и на выплату призов конкурса. Официальная церемония выпуска новой марки состоится в июне в Вашингтоне в присутствии юного художника, который будет награжден суммой $5000. За второе место в конкурсе присуждается $3000, за третье $2000.” (источник цитаты The Junior Duck Stamp Program: U.S. Fish and Wildlife Service).

Первая марка Junior Duck Stamps вышла в 1993 г. Марки выпускаются в виде одиночной марки номиналом 5 долларов, часть тиража выходит с подписью художника.




Первые выпуски Junior Duck Stamps оказались очень популярными у коллекционеров и разошлись очень быстро. Стоимость их значительно выросла. Так например марка 1995 г. номиналом в 5 долларов оценивается по каталогу Scott в 550 долларов.

К федеральным Duck Stamps и к Junior Duck Stamps выпускаются небольшим тиражом очень красивые КПД с шелкографией. На конверте наклеена марка с уткой и стандартная марка почты США и поставлено гашение первого дня специальным штемпелем.

Вообще, тема филателии США, связанная с охраной природы очень разнообразна. Есть много обществ охраны животных, клубов, частных почтовых фирм и тому подобных организаций выпускающих марки для оплаты взносов.

Александр Кононов (Санкт-Петербург)