Россия. Боевая техника Первой мировой

07.09.2015

10 сентября 2015 года почта России в многолетней серии «История Первой мировой войны» выпускает в обращение четыре марки, посвящённые отечественной боевой технике. На марках изображены: бомбардировщик «Илья Муромец»; 7,62-мм винтовка системы Мосина; 76,2-мм полевая скорострельная пушка; эскадренный миноносец «Новик».

Годы Первой мировой войны ознаменованы усложнением тактики ведения боевых действий, появлением и применением на фронтах новых видов вооружений и техники — авиации, танков, автоматического оружия, мощной артиллерии. 

Эскадренный миноносец «Новик» - в состав Балтийского флота вошел в октябре 1913 года.  Его создание и строительство последующих кораблей этого типа — одна из ярких страниц в истории отечественного военного судостроения. В истории Российского флота это был первый турбинный боевой корабль. Поставил мировой рекорд по скорости. Эсминец мог принять на борт 50 якорных мин. К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе, послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Ни один из новейших германских эсминцев не мог соперничать с «Новиком». Эсминец «Новик» и последующие корабли этой серии прошли славный боевой путь, показав завидное долголетие. После окончания гражданской войны «новики» вместе с другими боевыми кораблями вошли в состав советского ВМФ. Сам «Новик» получил название «Яков Свердлов». С началом Великой Отечественной войны вступил в борьбу с фашистским флотом. «Яков Свердлов» погиб 28 августа 1941 г., подорвавшись на мине, при переходе боевых кораблей и транспортов из Таллинна в Кронштадт. Всего в ходе войны погибло десять из семнадцати «новиков».

«Илья Муромец» — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913—1918 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. К началу Первой мировой войны было построено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля 1915. За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3. Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.

Полевая скорострельная пушка образца 1902 года, известная также как «трёхдюймовка», была разработана на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге конструкторами Л. А. Бишляком, К. М. Соколовским и К. И. Липницким с учётом опыта производства и эксплуатации первого российского орудия данного калибра. Активно использовалось в русско-японской войне, Первой мировой войне, гражданской войне в России и в других вооружённых конфликтах с участием стран из бывшей Российской империи (Советский Союз, Польша, Финляндия и т. д.) Модернизированные варианты этой пушки использовались в начале Второй мировой войны. Для своего времени орудие включало много полезных новшеств в своей конструкции. В их число входили противооткатные устройства, механизмы наводки по горизонту и углу возвышения, прецизионные прицелы для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой. По своим характеристикам она была на уровне схожих с ней французских и немецких орудий и получила высокую оценку русских артиллеристов. В ряде случаев пушка использовалась как противотанковое орудие

7,62-мм винтовка образца 1891 года (винтовка Мосина, трёхлинейка) — магазинная винтовка, принятая на вооружение Российской Императорской армии в 1891 году. Активно использовалась в период с 1891 до конца Второй мировой войны, в этот период многократно модернизировалась. Название «трёхлинейка» происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм — соответственно, три линии равны 7,62 мм). Первое боевое крещение Русская винтовка Мосина получила при подавлении восстания Китайских боксеров 1900 году. Винтовка прекрасно зарекомендовала себя при Японской войне 1904-1905 годов. Отличалась относительной простотой и надежностью, дальностью прицельной стрельбы. Винтовка выпускалась советской армией почти до самого конца войны и находилась на вооружении до конца 1970-х годов.

Форма выпуска: в листах с оформленными полями (3×4) из 11 марок и купона
Размер марки: 50×37 мм
Размер листа: 170×180  мм
Тираж: 396 тысяч экземпляров каждой марки (по 36 тысяч листов)

Гашение Первого Дня пройдет 10 сентября 2015 года в Москве и Санкт-Петерубрге 

Дополнительно к выпуску почтой России издана художественная обложка, внутри — почтовые марки и КПД.
К выпуску компанией Peterstamps подготовлены картмаксимум и марочная карточка



картмаксимумы, выпущенные Prtrerstamps


Марочная карточка, выпущенная Peterstamps

Все марочные карточки в нашем магазине

Ранее, в серии "История Первой мировой войны" почта России выпустила четыре марки, посвященные ключевым событиям войны.


Все марки серии "Первая мировая война" в нашем магазине
Марки России в нашем магазине

* - при подготовке статьи использованы материалы Википедии и сайта ИТЦ "Марка"